Надзор необходим, чтобы оценивать соблюдение гражданами, юридическими лицами и ИП обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность (пп. 1 п. 2 ст. 71 ЗК РФ). Росреестр и его территориальные органы проверяют соблюдение требований, перечисленных в п. 5 Положения о земельном надзоре, в отношении земель всех категорий (п. 6 этого Положения). К ним относятся, в частности, требования: о недопущении самовольного занятия земель (участка или его части), в том числе их использования лицом, не имеющим на них законных прав; использовании участков по целевому назначению согласно категории земель и (или) разрешенному использованию; обязательном использовании в течение установленного срока участков, которые предназначены для строительства, в этих целях; исполнении предписаний Росреестра (его территориальных органов).
Надзор осуществляется путем проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
В рамках земельного надзора могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий: информирование посредством размещения сведений на сайтах органов надзора в Интернете и СМИ; обобщение правоприменительной практики посредством сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатах; объявление предостережений в случае, например, наличия у органа надзора сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований; консультирование по телефону, по видео-конференц-связи, на личном приеме или в ходе других мероприятий; профилактический визит в форме беседы по месту осуществления вами деятельности или по видео-конференц-связи;
Органы государственного надзора (их территориальные органы) осуществляют государственный земельный надзор на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Проводимые контрольно-надзорные мероприятия:
• наблюдение за соблюдением обязательных требований (посредством сбора, анализа имеющихся данных об объектах контроля);
• выездное обследование, инспекционный визит. Он может длиться не более одного рабочего дня на одном объекте (на месте нахождения или осуществления деятельности контролируемого лица). При визите могут использоваться средства дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязь. В рамках инспекционного визита может проходить, в частности, инструментальное обследование;
• рейдовый осмотр. Взаимодействие с одним контролируемым лицом продолжается не более одного рабочего дня. Мероприятие согласовывается с органами прокуратуры (есть исключения). При рейдовом осмотре могут провести досмотр, экспертизу и др.;
• документарная проверка. Она длится до 10 рабочих дней. Согласование с органами прокуратуры не требуется. В ходе ее проведения могут истребовать документы, провести экспертизу и др. Не могут требовать представить сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки, и те, которые надзорный орган может получить от иных органов;
• выездная проверка. Срок ее проведения — не более 10 рабочих дней. Она проводится только в определенных ситуациях и, как правило, по согласованию с органами прокуратуры. В ходе проверки могут затребовать письменные объяснения, провести испытание. Выездная проверка может проводиться дистанционно, в том числе с использованием аудио- или видеосвязи (ч. 5 ст. 56 Закона N 248-ФЗ).
В случае выявления нарушений обязательных требований контролируемым лицом, орган государственного надзора (его территориальный орган) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений, незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, направить информацию об этом в соответствующий государственный орган, принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений, предупреждению нарушений, рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований.